Бюджет–2019: ни прорыва в Арктике, ни «второго Суэца» можно не ждать

Опубликовано: 12:50 25.09.2018
Принадлежит разделам: Ненецкий АО  Новости районов, экология, происшествия, криминал, гололед, пожары

  

Правительство России одобрило проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020—2021 годов. СМИ заинтересовались не только озвученным прогнозом профицитного бюджета страны и возможностью учета при его верстке результатов пенсионной реформы. Отдельной темой стали объемы финансирования инфраструктуры Северного морского пути.

«Более 40 млрд рублей планируется направить на развитие Севморпути за три года», — сообщил ТАСС. В 2019 году выделят 9,6 млрд рублей, в 2020 году — 15,8 млрд рублей, в 2021 году — 15,27 млрд рублей — следует из сопроводительных материалов к законопроекту.

ИА REGNUM изучило документ внимательно. И в отдельных строках расходов сразу нашлись важные нюансы, сбивающие общий радостный настрой. Несмотря на то, что проект бюджета еще не утвержден, вывод очевиден: все внимание и средства на себя перетягивают единичные проекты. О развитии Севморпути и Арктики в целом говорить слишком рано.

Продолжение следует?

Из средств, которые, возможно, направятся на развитие СМП в 2019—2020 годы, практически все деньги забронированы на продолжение серии ледоколов проекта 22 220. Идея входит в госпрограмму «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»:

«Изменение параметров финансового обеспечения программы… обусловлено началом реализации отдельных мероприятий федерального проекта «Северный морской путь», предусматривающих строительство третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов (в 2019—2020 годах бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 9 000,0 млн рублей и 14 569,0 млн рублей соответственно)», — сказано в документе.

О возможном строительстве двух ледоколов дополнительно к трем, которые уже строятся на Балтзаводе, уже давно говорит «Атомфлот». Пять атомоходов мощностью 60 МВт каждый обеспечат развитие грузопотока в восточном секторе Севморпути. Кстати, в проекте бюджета ледоколы названы третьим и четвертым просто потому, что атомоход «Арктика» является головным и технически серийным не является.

Суммы из бюджета полностью затраты на новые суда не покроют: та же «Арктика» обходится в 37 млрд рублей. Но интерес Росатома к продолжению серии ледоколов высок, поэтому сомнений насчет реализации проекта остается меньше и меньше.

Что в остатке

За вычетом средств на ледоколы в 2019-м году на Севморпуть планируется потратить 611 млн рублей, а в 2020-м — 1237 млн рублей. Эти суммы указаны в таблице «Развитие транспортной системы» в рамках федерального проекта «Северный морской путь» (что в него включено, неизвестно). Цели более конкретные в документе не указаны, можно только предположить, что эти средства запланированы на «развитие инфраструктуры морских портов», упомянутой в начале документа. Но эксперты отмечают, что этих сумм в любом случае не хватит для ускоренного развития портовой инфраструктуры.

«Если цифра в 1 млрд 848 млн на развитие портовой инфраструктуры, которое собирается потратить правительство до 2020 года, верна, то можно говорить, что все призывы президента сделать Севморпуть глобальной транспортной стратегией останутся призывами. Впрочем, если сосредоточиться только на развитии Сабетты и Мурманска и не реконструировать другие порты, то этой суммы будет достаточно, чтобы увеличить вывоз СПГ с Ямала и обеспечивать СПГ-танкерам нормальную ледовую проводку, но тогда надо прекратить говорить о создании «второго Суэца». Кстати, как и мечтать о создании глубоководных портов в Архангельске и Индиге», — отметила в комментарии ИА REGNUM доктор экономики Анна Мейзер.

Быть может, ситуацию исправит финансирование, выделенное на реализацию госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктическое зоны РФ»? По предварительным данным, в 2019—2021 годы правительство планирует отдать на социально-экономическое развитие Арктики около 16 млрд рублей. Сумма вновь немалая, однако при пристальном изучении становится ясно, что деньги преимущественно нацелены на пару масштабных проектов. Остальные направления довольствуются малым.

Опорные зоны в ожидании закона

В госпрограмме развития Арктики есть три «параграфа». Первая подпрограмма «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования…» перетягивает на себя половину всех финансов на 2019−2020 годы — 7,5 млрд рублей. Но важно понимать. что 6,6 млрд из них будут отданы на строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Проект стартовал в 2018-м и уже получил первый взнос за 2018 год.

Читайте также: Вместо льдины: дрейфовать в Арктике будем на платформах

По каким критериям создание исследовательского объекта относится к задаче формирования опорных зон, стратегия развития Арктики умалчивает. В то же время сам процесс создания опорных экономических зон тормозится из-за законодательных препятствий. Минэкономразвития по-прежнему не внесло в правительство проект закона «О развитии Арктической зоны РФ».

Последнюю версию собирались вносить в правительство в декабре 2017 года. На тот момент закон представлял собой далекую от идеала инструкцию «Как создать опорную зону в своем регионе». Вопрос откладывался, сроки истекали… Сегодня документ, можно сказать, пропал без вести. Последний раз в разговоре со СМИ о нем вспомнил член Совета Федерации Олег Мельниченко в конце июля, сказав, что «работа продолжается» и закон будет готов к концу 2018 — началу 2019 года.

«Концепция развития восьми опорных пунктов в Арктике, в общем-то, имеет под собой экономический смысл. Но мы [профильный комитет Совета Федерации] принципиально придерживаемся позиции, что необходимо за экономической целесообразностью не забыть о людях, которые живут и работают в условиях Крайнего Севера», — добавил сенатор. С ним солидарны все жители северных регионов, которые мечтают не просто о развитии отдельных проектов на своей территории, но и улучшения качества жизни в целом.

Читайте также: Закон об Арктике: вместо «Арктического кодекса» — ставка на опорные зоны

На Севморпути повезет только Якутии

Подпрограмма «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике» проблемы портовой инфраструктуры в себя не включает. В перечень целей подпрограммы входят: строительство природоохранного флота, модернизация системы «Север», создание системы сбора информации на всем пространстве Арктики, решение проблемы затопленных и затонувших объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.

Отдельным пунктом числится модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей — и именно в 2019—2021 годы будут выделены в общей сложности 4 млрд 106 млн рублей. Все эти средства станут взносом в уставный капитал АО «Жатайская судоверфь» Республики Саха (Якутия). Верфь — «якорный» проект Северо-Якутской опорной зоны. Необходимый объем финансирования для ее строительства составляет 6,7 млрд рублей, но Минфин уже решил, что госбюджет обеспечит только 4,1 млрд.

Читайте также: Развитие речного флота Якутии — проблема Якутии

Шельф по низкой цене

Третьей частью «арктической» госпрограммы является «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения» для освоения ресурсов. Реализацию этих планов было решено начинать с 2021 года, и поэтому в обсуждаемом проекте бюджета цифры в этой графе появились впервые. Внимание: правительство планирует выделить на изучение и разработку отечественных инновационных технологий для проведения разведки на арктическом шельфе 150 млн рублей.

Однако все это пока наметки, и сумма может увеличиться при последующем планировании бюджета «ближе к дате».

Пока же и сам бюджет-2019 не получил окончательного утверждения. Госдума может рассмотреть документ в первом чтении 24 октября, во втором и третьем — в конце ноября. За это время суммы, предназначенные для Арктики (и не только), могут видоизмениться, но значительных перемен не будет. Это и хорошо, и плохо одновременно: очевидно, что развитие Северного морского пути и Арктики в целом не входит в перечень приоритетов федерального центра. Вопреки всем громким заявлениям с трибун.

Анна Горохова


Приветствуем Вас на AllNW.ru - портал для жителей Ленобласти и Санкт-Петербурга, интересующихся жизнью того места, где они живут.
Читайте новости только своих локаций, смотрите карту Ленинградской области, размещайте объявления, пользуйтесь одной из самых полных в Рунете баз коттеджных поселков вокруг Петербурга и каталогом жилых комплексов Спб и области и общайтесь со своими соседями из 20000 пользователей сайта.


Ненецкий АО Ненецкий АО: последние новости, недвижимость, товары и услуги в Ненецком Автономном округе

Ярославский «Шинник» продлил контракт с капитаном команды

18:55 24.06.2019


Особенность логистики: о самых зависимых от наркотиков регионах

12:05 24.06.2019


Названы самые зависимые от наркотиков регионы РФ

12:05 24.06.2019


Служил он в Смерше и в любой момент мог погибнуть: Радио REGNUM

13:10 22.06.2019


Грузия разжигает войну с Россией, США — с Ираном: Радио REGNUM

14:25 21.06.2019


Названы регионы России с самыми высокими пенсиями

08:35 19.06.2019


Петербургская компания разработает проект рекультивации свалки в НАО

13:45 18.06.2019


Плахотнюк не отказался от борьбы с Россией, США – с Ираном: Радио REGNUM

11:05 18.06.2019


Саудовская Аравия готова к войне, Албания погрузилась в хаос: Радио REGNUM

08:05 17.06.2019


В США нашли свою собственную угрозу, Британии обещают ясность: Радио REGNUM

11:20 14.06.2019


Китай готовится установить рекорд на Северном морском пути

23:20 13.06.2019


«Роснано» и датская Vestas намереваются застроить Арктику ветряками

22:00 13.06.2019


Главу Минсельхоза просят смягчить правила рыболовства в Ненецком АО

14:00 13.06.2019


Султан ОАЭ подтвердил желание участвовать в освоении Севморпути

12:05 11.06.2019


Петербургская ОСК хочет отправить в Арктику ледоколы с казино

18:40 10.06.2019


Севморпуть: говорят о рекордах, но не говорят, что для этого надо

23:40 08.06.2019


Стало известно, в каких регионах России больше всего страдают от ожирения

10:30 04.06.2019


Законопроект о покупке автомобиля на маткапитал внесен в Госдуму

14:50 30.05.2019


Крушение SSJ-100 — громкие заявления в России и против неё: Радио REGNUM

20:05 29.05.2019


Названы регионы РФ, где с начала года наблюдается рост рынка новых авто

13:20 29.05.2019


К концу века аномальная жара в Арктике будет наблюдаться раз в три года

15:50 28.05.2019


РФ начала отвечать на санкции США, Литва занялась слежкой: Радио REGNUM

08:10 24.05.2019


«Вертолеты России» примут участие в обновления парка техники Ненецкого АО

10:10 22.05.2019


Город-на-драме: кому на руку протесты в Екатеринбурге: Радио REGNUM

20:10 17.05.2019


            
            
2009-08-23 03:02:41

 

Объекты базы данных: загородный отдых, музеи, аренда и продажа коттеджей в коттеджных посёлках, пансионаты, дома отдыха, органы государственной власти в Ненецком Автономном округе

 
Органы государственной власти и местные самоуправления Ленинградской областиОрганы государственной власти, администрации, муниципальные сайты МО и районов Ленинградской области Загородный отдых в Ленинградской областиЗагородный отдых в Ленобласти: гостиницы, коттеджи, санатории, пансионаты, дома и базы отдыха
Коттеджные поселкиКоттеджные посёлки Лен области, малоэтажные жилые комплексы под Санкт-Петербургом Активный отдыхМеста экстремального и активного отдыха/спорта: лошади, парашюты, картинг, пейнтбол, пляжи, рафтинг